Вы собираетесь в путешествие? Уже купили билеты, нашли отель и выбрали достопримечательности? А как же всё остальное? Самое время сесть и подумать над вопросами билетов, страховки, багажа и так далее.
У безопасности первостепенное значение, если вы хотите провести захватывающий отдых без множества ненужных проблем. А Swjournal разложит всё по полочкам.
Содержание
- Вы потеряли документы, что вам делать?
- Поезд
- Что делать, если потерялась вещь в поезде?
- Придётся отменить поездку по болезни, что делать?
- Работает ли полис ОМС при травме или болезни в пути?
- Сколько ошибок может быть в билете?
- Нужен ли оригинал документа для покупки билета на поезд?
- Можно сесть на промежуточной станции?
- Есть ли страховка в билете?
- Можно сесть в любой вагон, если поезд на вашей станции стоит две минуты?
- Самолет
- Что делать, если авиакомпания потеряла ваш багаж?
- Если багаж поврежден?
- Что делать при задержке авиарейса?
Вы потеряли документы, что вам делать?
Вам важно выяснить — действительно ли их украли или вы всего лишь где-то их оставили — для полиции это две разные ситуации, и первый вариант ей нравится гораздо меньше, потому что в этом случае документы придётся искать.
Как только вы обнаружили пропажу документов и банковских карт, в первую очередь заблокируйте карты через горячую линию банка или приложение. Потом обратитесь в полицию, опишите, что произошло, как выглядели украденные или потерянные вещи. Если это происходит в России, получите талон-уведомление о приёме заявления о происшествии.
Если история случилась за границей, то предварительно у вас под рукой должна быть цветная копия загранпаспорта, другой документ или вы можете найти пару человек, кто подтвердит вашу личность. Поэтому перед путешествием отсканируйте все важные документы. В случае кражи или потери у вас будут копии паспорта, удостоверения личности, информации о рейсе, которые можно легко найти в смартфоне или планшете.
По документу, который выдаёт полиция, можно полететь только в страну вашего гражданства, то есть вернуться в Россию.
Дома вам нужно будет восстановить паспорт через МВД. Пока у вас его нет, путешествовать не получится: справка о том, что он делается — не документ.
Можно оформить временное удостоверение личности, по которому уже можно летать и ездить внутри страны.
Внутренний паспорт восстанавливается в течение 10 дней по месту регистрации или 30 дней в любом городе страны. Получать его можно только лично. С паспортом РФ можно начать восстанавливать и другие документы.
Поезд
Что делать, если потерялась вещь в поезде?
Если поезд еще на стоянке, то ищите проводника! Если он уже ушёл — обращайтесь к начальнику вокзала на станции. Вам дадут для заполнения заявление на розыск вещей.
При обращении нужно будет сказать сотруднику вокзала, где вы их теоретически потеряли, в каком поезде и т.д., что именно потеряли, как они выглядят.
Вещи хранятся в приемнике 30 дней, и если не было обращений, то они утилизируются. Если среди ваших вещей есть съестные продукты, то после нахождения багажа их выкинут. Если есть документы или другие бумаги, по которым можно установить личность или связаться с вами, то сотрудники полиции это сделают.
После нахождения вещи передаются вам с описью на день поступления. Камера хранения может взять с вас деньги за хранение этих вещей по внутренним тарифам.
Придётся отменить поездку по болезни, что делать?
Если вы заболели и не смогли никуда поехать, то вернуть билеты можно только в кассе на станции отправления (и больше ни на какой другой).
Принесите
— Оригинал документа, по которому был оформлен билет (обычно это паспорт).
— Билет на бланке или номер заказа, если это электронный билет.
— Справку из больницы или больничный лист.
В кассе вы заполните заявление (бланк выдаст кассир). Обратите внимание, что ПЦР-тест не считается документом, достаточным для возврата билета по болезни.
Если вы покупали билет на сайте и онлайн возврат ещё доступен, то проще оформить это в личном кабинете.
В случае авиабилета потребуется справка, в которой будет прописан запрет на перелёт. Для этого подойдёт и больничный лист, если он покрывает даты вылета. У каждой авиакомпании свои требования к документу.
Требования
— Название и реквизиты больницы;
— Печать больницы для справок;
— Печать и подпись лечащего врача;
— Диагноз;
— Даты заболевания, покрывающие перелет пассажира.
Работает ли полис ОМС при травме или болезни в пути?
По закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об обязательном медицинском страховании в РФ» вы имеете право на бесплатную медицинскую помощь в любом месте страны.
Если вы оказались там, где нет скорой помощи или больницы, вас постараются эвакуировать вертолётом (это касается Дальнего Востока и Заполярья).
В травмпункте вам должны помочь максимум через 2 часа, если нет угрозы жизни. Терапевт должен осмотреть вас в т ечение суток, а врач-специалист — в течение 14 дней. Проведение исследований должно занять не более 14 календарных дней (кроме КТ и более сложных случаев).
Просто вызывайте скорую, если проблема серьёзная, либо ищите ближайший травмпункт или поликлинику, если почувствовали недомогание в дороге. Если у вас нет медполиса под рукой, то знайте, что скорую помощь гражданам оказывают бесплатно.
Экстренную медицинскую помощь при опасности жизни оказывают безотлагательно и бесплатно, даже если полис не оформлен.
Сколько ошибок может быть в билете?
Допускается одна ошибка в букве (в имени или фамилии) и одна — в цифре номера документа (приказ Минтранса РФ от 19.12.2013 № 473). В дате рождения допускаются любые ошибки, если это не делает билет детским.
Вы должны проверить билет при получении или перед оплатой, если оформляете билет на сайте. Если допущена грубая ошибка в данных при оформлении заказа, то нужно делать возврат в форме претензии.
Если вы заметили ошибки, уже когда прошло несколько дней после покупки, то надо лично подойти в кассу с паспортом и номером билета или посадочным купоном. Вам выдадут новый билет, а стоимость услуги составит 244 рубля 70 копеек.
Нужен ли оригинал документа для покупки билета на поезд?
Нет, можно покупать билет только по данным документа или его копии, но посадка будет делаться по оригиналу, на который оформлен билет.
Для этого подходят: внутренний, загран или иностранный паспорт, временное удостоверение (для покупки онлайн не подходит), свидетельство о рождении для ребёнка, военный билет, удостоверение военнослужащего, паспорт моряка.
Если в документе указаны данные предыдущего документа (например, номер паспорта во временном свидетельстве после его утери или данные старого паспорта в новом паспорте), то он тоже подходит.
Можно сесть на промежуточной станции?
Пунктом 16 Правил перевозок пассажиров установлено, что поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном документе (билете).
Но как разъяснил ВС РФ в решении от 01.07.2004 № ГКПИ04-875, это означает лишь то, что пассажир не вправе осуществить посадку в поезд ранее пункта отправления, указанного в билете. Это не лишает пассажира права воспользоваться услугой перевозки начиная с любой следующей станции по пути следования. То есть раньше вашей начальной станции садиться нельзя, позже — можно.
Если место окажется проданным, то проводник должен предоставить либо место классом выше без доплаты, либо место классом ниже с выплатой разницы.
Это правило не касается электричек: в них заходить надо ровно на вашей станции.
Есть ли страховка в билете?
Да. Если у вас просто есть билет на руках, то вы уже застрахованы за причинение вреда жизни пассажира. В страховку не попадают стихийные бедствия, народные волнения и забастовки, военные действия и т.п.
Важно обязательно оформлять документы о том, что произошло, ещё в поезде или на станции — большинство актов может составить проводник или начальник поезда. Подходят сигнальный акт скорой помощи или справка из медпункта вокзала.
За дополнительную плату страховку можно расширить и на другие случаи.
Можно сесть в любой вагон, если поезд на вашей станции стоит две минуты?
Да. «Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в проездном документе. На промежуточных станциях посадка пассажиров допускается в любой вагон поезда с последующим переходом в вагон, указанный в проездном документе».
Самолет
Что делать, если авиакомпания потеряла ваш багаж?
Не торопитесь выходить из багажного зала (будет очень сложно вернуться): в крупных аэропортах там есть стойки Lost&Found или «Розыск багажа» по-русски. Если такой стойки нет, то нужно идти к представителю авиакомпании или читать на сайте авиакомпании — обычно там есть электронные формы розыска багажа.
На стойке вас попросят дать телефон, показать багажный купон, описать ваш чемодан (включая содержимое).
Вам должны выдать акт о потере: один экземпляр останется на стойке, второй получите вы на руки. Потом авиакомпания отправит заявку в международную систему поиска — вы должны получить и её номер.
Если сумку найдут, то авиакомпания скажет, с какого рейса вы его сможете получить и когда. Забирать его не обязательно: авиакомпания должна отправить его по указанному вами адресу (обычно это ваш дом или отель, если вы отдыхаете где-то).
Ваш багаж мог быть переведён в ручную обработку (например, если повредился и распался на части по дороге — в такой ситуации его собирают и заворачивают в плёнку, вы можете получить негабаритный кокон) либо просто улетел отдыхать не с вами.
Чаще всё возвращают через день-два, но багаж вполне могут искать и до двух недель или даже никогда не найти. Иногда чемоданы исчезают.
Через 21 день поисков вам должны выплатить компенсацию, если не получилось вернуть вещи. Размер компенсации зависит от массы багажа. Когда фактический вес багажа установить невозможно, то за норму считается 35 кг.
В России чаще выплачивается 600 рублей за килограмм. Если вы считаете, что в багаже были более ценные вещи, то вам нужно отправить претензию в течение 18 месяцев в авиакомпанию и как-то попробовать доказать наличие этих вещей в чемодане, например, показав чеки покупок во время отдыха. Если вы получаете отказ — то можно обращаться в суд.
На время поиска багажа вам выплачивают компенсацию на приобретение предметов первой необходимости. В иностранных поездках это от 50 до 250 долларов. Деньги могут выдать сразу либо после нахождения багажа. Для выплаты компенсации у пассажира могут попросить чеки на покупки, сделанные в первый день после потери багажа (дата, указанная в акте о потере багажа).
Если багаж поврежден?
Если ваш багаж повреждён (как снаружи, так и внутри), то вы можете спокойно отправлять претензию в авиакомпанию. Она рассматривается три месяца, если билеты были одной авиакомпании, и шесть месяцев — если разных.
Что делать при задержке авиарейса?
Во-первых, вы можете вернуть даже невозвратный билет в такой ситуации по п. 2 ст. 108 ВК РФ; п. 227 Федеральных авиационных правил; п. 2 ст. 13, ст. 15 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).
Вы можете обратиться к перевозчику с претензией о возмещении убытков, которые понесли из-за задержки, — это срыв экскурсий, опоздание на поезд или другой рейс.
Для этого потребуется приложить копии документов, подтверждающих понесённые убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения.
Можно обратиться и в контакт-центр по телефону. Если пассажир возвращает билет из-за задержки рейса, которая составила более часа, то можно создать заявку на вынужденный возврат в личном кабинете на сайте. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение полугода со дня задержки рейса (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ). Но больше 5 тысяч евро вам никто не заплатит даже в Европе.
В аэропорту вам дадут бесплатную камеру хранения, два звонка или письма и напитки после 2 часов ожидания, горячее питание через 4 часа (дальше каждые 6 часов днём и каждые 8 часов ночью), бесплатную гостиницу через 6 часов ночью или 8 часов днём, плюс доставку до гостиницы и обратно транспортом за счёт авиакомпании.
Если перелёт стыковочный и оформлен одним билетом, то авиакомпания должна будет сама разобраться, как вас доставить до места — это её ответственность. А если вы покупали перелет отдельными билетами (у вас не одна, а несколько авиакомпаний или одна авиакомпания, но оформлены разными бронированиями), то всё будет сложнее: скорее всего, билет на улетевший рейс пропадёт, но можно попробовать отправить заявку на обмен или возврат, если узнали о задержке рейса заранее.
Еще больше полезного в нашем канале Яндекс.Дзен. Присоединяйтесь!
Источник: Туту.ру