Многие в детстве сталкивались с пищевым насилием — когда заставляли доедать всю порцию, например, потому что посуда любит чистоту. Когда требовали есть, чтобы не обижать маму/бабушку, которые так старались, когда готовили.
Когда ложку за папу/маму/дальнего родственника. Когда самолётики… Это делается с целью накормить ребёнка против его воли, завуалировано. И всё это проявление пищевого насилия, которое впоследствии становится причиной РПП (расстройства пищевого поведения), а также множества психических и психологических проблем. Ведь чем хитрость и уловки не насилие?
И это одна из социально одобряемых форм насилия над человеком — чаще над ребёнком. Swjournal расскажет подробнее о его примерах, и как этого избежать.
Содержание
1. Пищевое насилие
Это так просто выглядит в напечатанных словах и так сложно в реальности. Последствия пищевого принуждения отпечатываются на всей жизни человека. Да, есть случаи когда взрослый справляется с пережитым в детстве стрессом и с паттернами неверного пищевого поведения.
⠀
Но очень часто справиться с этим не так легко. Многим нужны годы психотерапии, чтобы вернуть в жизнь простой навык — есть тогда, когда вы голодны, с удовольствием, не срываться в крайности, не сидеть на изнуряющих диетах.
⠀
Питание — базовая потребность организма и при введении прикорма родители легко могут заложить нужные основы. И самый первый шаг — отказ от пищевого принуждения и пищевого насилия.
2. Какие формы оно может принимать?
✓ Насильное закармливание, иногда вплоть до рвоты;
✓ Манипуляции, давление на чувство вины, уговоры доесть и т.д.;
✓ Использование пищи как поощрение/наказание («вот тебе шоколадка за то, что ты съел суп/за пятёрку» или «получил тройку — никакого сладкого», «ляжешь спать без ужина»);
✓ Фиксация на здоровом питании, деление продуктов на «можно» и «нельзя» (нельзя газировку, конфеты, майонез и т.д.);
✓ Строгое расписание приёмов пищи;
✓ Ориентация не на чувство голода, а на «надо»;
✓ Наказание за недоедание или нежелание есть отдельные продукты / блюда;
✓ Маскировка продуктов под другие (вы не любите чеснок, но вам его всё равно мелко покрошат в соус).
3. Примеры нарушения пищевого поведения
✓ Кормить под мультики. Когда ребёнок ест с отвлечением, он не контролирует то, сколько он съел, не обращает внимание на вкус еды, не ощущает момент «я наелся, больше не хочу». Отсюда и переедания и сложности с чувством насыщения;
✓ Дам конфетку, если доешь суп. Так ребенок автоматически понимает, что «сладкое — вкусно, а суп — нет». Но еда не должна делиться так. И ребёнок должен сам выбирать, что ему вкуснее — конфета или морковка;
✓ Быстро по просьбе готовить любимое блюдо. Спрашивать, что приготовить, когда планируете готовить — хорошо. Но готовить, когда ребёнок говорит: «Фу, я не буду кашу и сырники, я хочу есть только сосиски» — это тревожный звонок. Иногда из хороший побуждений родителя накормить ребёнка, формируется нехорошая пищевая привычка, и ребёнок начинает есть только что-то «любимое». Потом, в школах, садах его будет невозможно накормить. И такая привычка создаст уйму сложностей. И рацион должен быть разнообразным;
✓ Строгий режим. «У тебя обед в 12:30, ни раньше, ни позже, до этого времени холодильник на замке». У детей есть периоды, когда им требуется больше еды. И если сесть за стол раньше/позже на полчаса, то плохого не случится;
✓ Докармливать. Если ребёнок сказал: «Я наелся», то следует выпустить его из-за стола, не надо заставлять «силы свои доесть»;
✓ Заставлять доедать. «Пока не доешь из-за стола не выйдешь!» — фраза, которая скрывает страшные последствия;
✓ Тревожиться, что мало ест. Ни один ребёнок при родителях голодным не останется. Уже с рождения ребёнок покажет свой голод, а с года ещё и отведёт, и покажет или сам найдёт то, что хочет.
4. Причины пищевого насилия со стороны родителей
✓ Отношения к ребенку, как к неразумному существу, -«я больше знаю, в связи с опытом»;
✓ Ребенок плохо ест назло, значит, он не слушается и не любит;
✓ Не ест — значит, болеет.
5. Последствия
Вроде цель у взрослых благородная — накормить ребёнка, у которого ещё не выработался контакт с голодом. Но он и не выработается, если прибегать к насильственным методам. А иногда этим можно сломать человеку жизнь. РПП — это очень серьёзно.
✓ Нарушение обмена веществ;
✓ Отсутствие контакта с собственным чувством голода и насыщения (вследствие чего — переедание/недоедание);
✓ Ожирение или наоборот крайне низкий вес;
✓ Расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия, орторексия (болезненная фиксация на ЗОЖе), эмоциональное переедание);
✓ Отвращение к отдельным продуктам и блюдам (ненависть к супам, кашам, потому что ими закармливали);
✓ Диетическое мышление, диеты без медицинских показаний.
6. Как же быть?
Насильственное кормление приводит к формированию нездоровых привычек. Повзрослевший человек не прислушивается к сигналам своего организма о голоде/насыщении, потому что больше не доверяет ему. Он следует установкам которые уже сформированы «доедай до конца, оставлять еду плохо». Это может привести к ожирению, булимии, анорексии и другим видам РПП.
И что ещё печальнее, пищевое насилие сказывается на поведении человека в целом, он трудно принимает решения, становится упрямым, неуправляемым,тревожным и теряет доверие к близким.
Легче с детства показать и воспитать правильное пищевое поведение, чем в будущем, уже во взрослом возрасте он будет пытаться восстанавливать вес, формировать правильные пищевые привычки — это намного сложнее.
Ребенок сам знает когда, сколько и что ему нужно съесть. А задача родителей прислушиваться к его потребностям и личным примером прививать любовь к полезным продуктам. То есть, например, если вы не едите каши утром, то и не нужно ребенка заставлять их есть. И если взрослые очень хотят,чтоб ребенок ел именно это блюдо, значит, нужно их есть вместе с ним.
Все можно исправить, если дать малышу почувствовать безопасность. Например, это можно сделать через совместную готовку или игру
✓ Предлагать почистить апельсины, бананы для папы или мамы;
✓ Делать вместе сок или добавлять в другие блюда;
✓ «Угощать» игрушки;
✓ Катать, рассматривать, играть;
✓ Нюхать, трогать, чистить.
Это сделает продукты для ребенка «своими», хорошо знакомыми. И в следующий раз, если предложить ему, например, фрукты, то он от них точно не откажется.
Еще больше психологического в нашем канале Яндекс.Дзен. Присоединяйтесь!
Фото: Pexels.com