Как пережить офисные конфликты: советы психолога

Как пережить офисные конфликты: советы психолога

У всех на работе есть вспыльчивый коллега, с которым вы стараетесь лишний раз не общаться, иначе настроение будет испорчено на весь день.

Противоречия — это естественная часть рабочего процесса: вы отстаиваете точку зрения, указываете на ошибки, в споре рождается истина. Но стоит различать конфликты конструктивные, когда обе стороны хотят решить вопрос, и деструктивные, когда люди ведут себя неэтично и вместо работы переключаются на личные претензии. И с этими конфликтами справиться очень тяжело.

Swjournal расскажет, как избежать конфликта или разрешить его без вреда для себя.

Как начинаются конфликты?

Screenshot_2025_05_01-3

Начинающий конфликт, возможно, сам часто переживал унижение. Особенно плохо, если это происходило в его детстве. Взрослея, такие люди становятся подозрительными и стремятся контролировать окружение, чтобы избежать повторения ситуации. Они обидчивы и видят нападение там, где его нет. Когда к ним приходят с рабочими предложениями, то они могут воспринимать это, как попытку принизить их как личность и профессионала.

Такой человек из-за уязвимости сам стремится задеть, найти чувствительную струну собеседника, вывести на яркую эмоциональную реакцию. Он давит на больное: гендерные стереотипы («женщины ничего не соображают»), возраст («молода еще мне указывать») или выдуманную некомпетентность («понабрали по объявлению»).

Агрессия может быть и пассивной, но от этого не менее оскорбительной. Если отреагируете обидой, криком, слезами — вы на крючке у манипулятора и в эпицентре неприятного разговора. Конфликтующий на это и рассчитывает, ему нужно, чтобы вы потеряли самообладание, начали грубить в ответ или, наоборот, оправдываться.

Единственный способ выйти из такой ситуации — не входить в нее. Не избегайте конфронтации, но удерживайте ситуацию в деловом ключе. Главное — держать себя в руках, не поддаваться на провокации и помнить, что цель вашего разговора — решить рабочий вопрос.

2. Несколько полезных рекомендаций, как вести себя в конфликте

Screenshot_2025_05_01-4

НЕ РЕАГИРУЙТЕ МГНОВЕННО

Для начала можно попытаться позаботиться о чувствах собеседника. Если он вспылил, ему некомфортно и больно, острая реакция с вашей стороны только усугубит конфронтацию. Попробуйте понять, что коллега от вас хочет, если убрать эмоции.

СЛЕДИТЕ ЗА РЕЧЬЮ

Когда вы на взводе, темп речи автоматически ускоряется. Важно не попасть в ситуацию «сначала говорю, потом думаю», чтобы не сказать лишнее и не пожалеть.

ВСЕГДА МОЖНО ВЗЯТЬ ПАУЗУ

Хорошая новость: из любой коммуникации можно выйти. Если понимаете, что эмоции переливаются через край и вы вот-вот потеряете контроль над собой, предложите собеседнику обсудить это позже: через полчаса или завтра. Так вы выиграете время на подготовку к неприятному разговору, а собеседник немного остынет.

НЕ СТАРАЙТЕСЬ ВСЕ БЫСТРО ЗАКОНЧИТЬ

Меткие фразы, которые мгновенно «выключают» неприятного коллегу, работают только в ситкомах. В жизни так не работает: скорее, ваш собеседник еще сильнее разозлится или не поймет, к чему это было сказано. Так что сохраняйте корректность и продолжайте общение в деловом ключе.

ПОМНИТЕ О ЦЕЛИ БЕСЕДЫ

Если сконцентрироваться на потоке неприятных слов, то и беседа пойдет в сторону неуважения и грубости. Попробуйте уловить то рациональное зерно, которое есть в вашем конфликте, и, напоминая коллеге о цели диалога, постепенно направляйте разговор в конструктивное русло.

НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ТРИГГЕРЫ

Как бы это не было больно и тяжело, обидные слова лучше пропустить мимо ушей: они не о вас, а о уязвимом состоянии вашего собеседника.

НЕ ОТВЕЧАЙТЕ АГРЕССИЕЙ НА АГРЕССИЮ

Ваша тактика — вежливо, плавно, но настойчиво отстаивать позицию. Это сложно, но не надо показывать оппоненту, что заметила выпады в сторону. Это тяжело, ведь человек в пылу эмоций может быть жестоким, но только ваша реакция сможет решить, будут ли успешными его попытки вывести вас из себя.

Кстати, как только вы добьетесь своего, то станет легче. Достигнутый результат — единственное, что важно и что способно поддержать вас после завершения конфликта. Но важно иметь в виду: эта рекомендация актуальна только для работы, в любви все иначе

3. Что говорить во время конфликта?

«Да». Согласие успокаивает человека, даже если за ним последует «но».

«Мы». Попробуйте объединиться с собеседником: вы против проблемы, а не против друг друга.

«Я понимаю, что вы расстроены/злы/разгневаны» — лучший ответ на попытки задеть. Он показывает и то, что вы понимаете его чувства, и то, что не принимаете оскорбление.

«Это действительно нелегко, но ситуация требует дополнительных усилий» и подобные фразы, которые покажут ваше внимание к собеседнику и его чувствам.

«Я вас услышал(а)» — подойдет, когда аргументы в споре обсуждаются по третьему и более разу, раньше применять не стоит.

«Давайте пока возьмем паузу и встретимся через час (в три, завтра в десять)» — если вы понимаете, что беседа заходит в тупик, а ваш оппонент все сильнее и сильнее выходит из себя.

Еще больше рабочего в нашем канале Яндекс.Дзен. Присоединяйтесь!

Фото: Pexels.com

ОСТАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ